Четверг, 09.07.2020, 19:31

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение 
средняя общеобразовательная школа №2
города Тынды Амурской области

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость|
 Главная | Методическая копилка | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Главная » Файлы » Мои файлы

проект Болото
[ Скачать с сервера (1.23 Mb) ] 11.01.2011, 13:45
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2№


ПРОЕКТ

БОЛОТО.
ИССЛЕДОВАНИЕ: ЛЕКСИЧЕСКАЯ, ЭТИМОЛОГИЧЕСКАЯ, ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ, МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА НАД СЛОВОМ «БОЛОТО».

НАПРАВЛЕНИЕ: Работа на уроке.

Подготовила и провела
учитель начальных классов
Шмаль Валентина Ивановна.


Современная жизнь требует от человека исследовательских навыков и творческого мышления, без этого не обходится ни одна профессия. Поэтому сегодняшнее образование ставит перед педагогами цели и задачи, ориентированные не на усвоение знаний, а на формирование компетентности в различных областях жизни, в частности, умение видеть, формулировать проблему, составлять план действий, следовать этому плану в процессе решения проблемы и анализировать полученный результат. В многообразном пространстве новых педагогических технологий этим задачам как нельзя лучше отвечает метод проектов. Одним из таких проектов является представленный здесь проект по русскому языку и окружающему миру.
Актуальность
• Позитивность данного метода, прежде всего в том, что ребенок из объекта образования становится субъектом, а учитель берет на себя функции консультанта, организующего самостоятельную работу учеников. Кроме того, в основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, их критического и творческого мышления.
• Применение этого метода позволяет заинтересовать детей по-новому организовать работу на уроках и во внеурочное время.
• Предотвратить и оградить детей от экстремальных ситуаций на болоте.

ИНФОРМАЦИЯ О ПРОЕКТЕ: класс 3.
Тип: исследование.
ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: 2 месяца.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ:
Образовательный потенциал проектной деятельности:
• Создать у учащихся образ цельного знания;
• Повышать мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний;
• Изучить важнейшие методы научного познания, (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод.)
Воспитывает:
• значимые общечеловеческие ценности (социальное партнёрство, толерантность, диалог);
• чувства ответственности, самодисциплины;
• способности к самоорганизации;
• желания делать свою работу качественно.

Развивает:
• исследовательские и творческие способности личности;
• способность к самоопределению и целеполаганию;
• умения самостоятельно конструировать свои знания;
• коммуникативные умения и навыки;
• способность ориентироваться в информационном пространстве;
• умение работать с различными типами текстов;
• умение планировать свою работу и время;
• навыки анализа и рефлексии, умение представить результаты своей работы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:
• работать над развитием навыков планирования своей деятельности и умение работать в команде;
• работать над формированием экологической грамотности детей;
• научить школьников обрабатывать материалы своих наблюдений;
• реализовывать индивидуальные интересы учащихся;
• обучить новым технологическим видам поиска информации;
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС:
• Что происходит с экосистемой, в которой круговорот полностью не замкнут?
• Как вести себя в экстремальных условиях?
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:
• Почему на месте экосистемы озера образуется экосистема болота?
• О чем следует помнить, находясь вблизи болота?
• Какие мероприятия нужно проводить, чтобы сохранить жизнь водно-болотным угодьям?
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ:
• наблюдения;
• поиск в Интернете;
• опрос родных и близких;
• подготовка презентаций на тему: «Кто живет у воды?» (об обитателях и растительности водно-болотных угодий).
• реферат «Надо ли охранять болото?»
Начало 01.12. 2007года.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА:
Этапы Деятельность учителя и учеников Время
1.
Осознание проблемы.
Проводя внеклассное мероприятие на тему: « Природа моего края», мы с учащимися отметили, что наш город окружает болотистая местность. Чтобы предотвратить и оградить детей от экстремальных ситуаций на болоте, я сделала вывод: необходимо исследовать слово «болото» со всех сторон и провести поиск материала.

Выдвижение гипотез решения.
• Если в озере некоторые вещества не используются живым организмами, они накапливаются, то рано или поздно оно неизбежно превращается в болото;
• Если толща торфа становится все выше, болото суше, оно начинает зарастать травами, тогда на смену болоту приходит экосистема луга;
• Если будет засушливая погода, тогда болота сильно мелеют, и возникает пожароопасная обстановка;
• Если не проводить охранные мероприятия, тогда исчезнут растения и животные;
• Если не быть внимательным при переходе мест, где находится болото, то можно попасть в экстремальные условия.
Создание групп.
• Учащиеся класса были разделены на шесть групп, каждая группа получила свое задание.
1 группа –
• Изучить проблемы водно-болотных угодий Тындинского района.
2 группа.
• «Кто живет и что растет у воды?» (об обитателях и растительности водно-болотных угодий).
3 группа.
• Что такое торф?
• Образование торфа.
• Почему торф называют «горючей землей?».
4 группа.
• Выяснить легенды, предания, былины, небылицы о болотах и их невидимых обитателях, о знахарях, о чудесных исцелениях и древних обрядах.
5 группа.
• Какую роль играют болота в жизни рек?
• Почему болото называют «мощным пылесосом», «аккумулятором солнечной энергии?», «мрачной трясиной?», «бросовой землей», «не пройдешь, не проедешь?».
6 группа
• работа со словарями: Орфографический, Толковый под редакцией В.И.Даля, Ушакова, Словарь синонимов, Словообразовательный словарь, Фразеологический словарь.
• познакомиться с положением Рамсарской конвенции по водно-болотным угодьям от 02.02.1917г.

С01.12.07г.
-14.12.12.07г.
2. Работа групп над своими гипотезами.
 Поиск информации творческой группой родителей и учащихся в Интернете и других источниках (библиотеке, музее, фильмотеке и.т.д).
 учитель консультирует группу учащихся или каждого индивидуально.
С15.1212.07г.
-25.12.07г.
3.  Обсуждение результатов работы, формулирование выводов.
 Рассказ бывалого охотника (стихи о водно-болотных угодьях, написанные родителями),
 учитель работает с каждой группой отдельно.
 Отчет творческой группы по поиску материалов в Интернете на сайтах: kinder.ru; Index.ru; Google.

С 26.12.07г.
-14.01.08г.
4.  Обобщить, оформить результаты работы и представить на уроке окружающего мира.
С 15.01.08г.
-25.01.08г.
5.  Заседание творческой группы по подбору материала.
 Защита группами результатов исследования, оценка работы групп (деятельность каждой группы обсуждается классом).
 Итоговое анкетирование «Было ли интересно?».
 Решение: провести уроки по окружающему миру и русскому языку по теме «Болото»
 Проведение конкурса на лучшее мнемоническое правило к слову «болото».
 Подготовка выставки иллюстраций к уроку русского языка.

25.01.08г.
-01.02.08г.

РАБОТА УЧИТЕЛЯ:
• Роль координатора работы групп, консультанта, эксперта.
• Представление материала на уроке окружающего мира.

Итог:
• урок русского языка по теме: «Болото. Исследование: лексическая, этимологическая, орфографическая, морфологическая работа над словом «болото».
Источники информации:
• отдел «Сельского хозяйства» при районном муниципалитете;
• художественная, научно-популярная литература, средства СМИ;
• базы данных, включая электронные, анкетирование, словари;
• Тындинское лесничество;
• «Общество охотников и рыболовов»;
• Интернет.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»

Болото. Исследование: лексическая,
этимологическая, орфографическая,
морфологическая работа над словом
«болото».

Подготовила и провела
учитель начальных классов
Шмаль Валентина Ивановна.

2008 – 2009 учебный год
 ЦЕЛИ УРОКА:
 Провести исследовательскую работу над словом с разных позиций науки о русском языке.
 Продолжить поисковую работу на уроке, учить мыслить логически, развивать орфографическую зоркость.
 Воспитывать в детях любовь к природе и окружающему миру.
ОБОРУДОВАНИЕ:
 Словари В.И.Даля, С.И.Ожегова, школьные словари.
 Карточки с текстом и словами.
 Книга «Мир природы» издательства «Русич».
 Книга «А зори здесь тихие» Б.Васильева.
 Символ слова «болото»
 Подсвечник со свечой.
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Урок начинается с девиза:
Я желаю всем добра,
Ты желаешь всем добра,
Если тебе будет трудно,
Я тебе помогу.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
 Сообщение темы и цели урока.
Сегодня, 2февраля, отмечается Всемирный день водно-болотных угодий,
призванный обратить внимание общественности и правительства разных стран мира на ценность водно-болотных угодий для поддержания устойчивого развития нашей планеты. По этому вопросу, в начале года в Амурской области, была проведена пресс-конференция, на которой было отмечено, что если мы хотим сохранить Землю как экосистему, то просто обязаны беречь водно-болотные угодья. В настоящее время о роли и значении водно-болотных угодий практически не информированы государственные структуры. Это создает серьезные проблемы для охраны и расширения площадей. В течение этого времени все школьники области будут заниматься исследованием водно-болотных угодий.
Этот год в Амурской области назван годом «БОЛОТЕНОК».
o Какова же цель нашего урока? (высказывания детей)
o ДА, мы с вами вместе со школьниками области продолжим исследование водно-болотных угодий. Проведем исследовательскую работу над словом «болото» с разных позиций науки о русском языке.
o Какие ассоциации вызывает слово «болото?» (жаба, топь, страх)
o А какие мысли у вас вызывает пламя этой свечи? (учитель зажигает свечу), (свет, понимание, огонек в темноте).
o я надеюсь, что огонек этой свечи высветит это слово с иной стороны. И пусть иные ассоциации возникнут у вас.
o В проведении исследования на этом уроке нам помогут знания, которые мы получили в работе над проектом по теме «Болото», по окружающему миру.
o Значит мы с вами кто? (исследователи). И так в путь!

 Исследование с позиции « лексики».
o Скажите, с чего начнем наше исследование? (с лексики).
o Что изучает лексика? Пожалуйста, слово шестой группе, которая работала со словарями (лексическое значение слова, на доске появляется слово «Слово»).
Дайте, пожалуйста, определение слову «болото». ( Болото – избыточно – увлажненный участок суши…)

o Давайте обратимся к определению слова «болото» к толковым словарям В.И.Даля и С.И.Ожегова, слово предоставляется учащемся шестой группы (на доске определение).
o Прочитайте (читают).
o Какое определение считаете более точным и почему? ( Ожегова, в нем раскрыты признаки болота).
o Подберите синонимы к слову « зыбкая» (неустойчивая, шатающаяся, неровная).
o Итак, подведем итог: Какой раздел русского языка помог разобраться в значении слова «болото?» (лексика).
 Исследование с позиции этимологии.
o -А теперь познакомимся с этимологией этого слова, т.е. его происхождением (сообщение учащегося шестой группы.)
o даже трудно представить, ребята, что слово « болото» первоначально было именем прилагательным.
 Исследование с позиции орфографии.
o Объясните орфографию слова «болото».
o Какая орфограмма? (безударная гласная в корне).
o Какая безударная гласная? (непроверяемая, значит это словарное слово).
o Откройте школьные словари стр.7 и прочитайте, как пишется это слово, (открывают, читают).
o Какую особенность заметили? (три буквы «о»).
o Произнесите это слово про себя, вслух, закройте глаза и представьте его написание.
o Откройте тетради. С красной строки, с большой буквы запишите слово. Обозначая орфограммы.
o Три «О» нечасто встречаются, давайте попробуем изобразить символ, который поможет нам запомнить написание этого слова (лучшие работы исследователей второй группы показываю; показываю свой символ изображения).

o Встретите это слово, не забудьте эту хитрость, где три «О».
o Какой раздел науки о русском языке учит нас писать грамотно? (орфография).
o прочитайте, пожалуйста, слова:
болотина
болотник
болотный
болотоведение
болотце
болотники
o Что можно сказать об этих словах? (однокоренные).
o докажите, что они однокоренные. ( корень – болот-)
o Что еще можно сказать о них? (слово «болотоведение» - сложное, в нем два корня, соединительная гласная «о»).
o Что такое «болотоведение? (наука, изучающая болото).
o Значение, каких слов вы хотели бы уточнить?
o (болотина – место, образующее болото;
o болотник – тот, кто живет на болоте;
o болотники – охотничьи бахилы)
 Исследование с позиции « морфологии».
o найдите слова, которые относятся к схеме (болотный, болотце).
o Мы с вами сказали, что обозначает это слово, как оно произносится, как пишется. Что еще можно сказать об этом слове?
o (Болото – существительное, единственного числа, среднего рода, неодушевленное, нарицательное).
o Какой раздел науки о языке помог нам рассуждать с этих позиций? (морфология).
o Итак, мы рассмотрели это слово как часть речи.
o Самостоятельная работа.
o Возьмите карточки и прочитайте слова. С точки зрения морфологии, что можно сказать? (это существительное).
o Докажите! (отвечает на вопрос что? обозначает название предмета).
o Возьмите карандаш и подчеркните слова, которые можно соотнести со словом «болото».
o Взаимопроверка.
o Проверка.
o Какие слова подчеркнул первый вариант?
o Как их назвать одним словом? (деревья, краткое сообщение о растительности болота учащимся второй группы)
o Второй вариант? (ягода), третий вариант? (кустарники).
береза багульник брусника
ольха касандра морошка
сосна сирень голубица
дуб клюква смородина
o Как можно назвать все это одним словом? (растения).
o Ученые говорят, что эти растения и другие, живущие на болоте, образуют растительное сообщество болота.
o А сейчас к слову «болото» запишите:
 первый вариант вопрос «что делает?»;
 второй вариант вопрос «какое?»
o Запишите рядом слова, которые можно соотнести со словом «болото» (самостоятельно работают в парах).
Начинаем проверку с первого варианта:
 болото «что делает?» (топит, засасывает…)
 болото «какое?» (мутное, зеленое…)
 болото зеленое, болото мутное, что это за сочетание слов? (словосочетание).
o А я тоже составила словосочетание, прочитайте «болото», «торф».
o Что вы можете сказать о них? (это не словосочетание, потому что не связаны между собой, нельзя задать вопрос).
o какая экологическая зависимость между словами? (торф образуется на болоте)
o Что мы знаем о торфе? (сообщение исследователей третьей группы.)
 Исследование с позиции синтаксиса.
o Составьте из слов « болото» и «торф» предложение. ( Дети составляют, лучшее предложение записывают в тетради, один ученик у доски.)
o Как образуется торф?
o Запишите это предложение. Торф образуется на болоте из отмерших растений.
o Какое это предложение? (повествовательное, распространенное).
o Почему? (состоит из главных и второстепенных членов предложения).
o Подчеркните главные члены предложения, установите связь слов.
o А сейчас я вам предлагаю прочесть отрывок из произведения « А зори здесь тихие» Бориса Васильева, с которым вы будете знакомиться в старших классах (читают исследователи первой группы).
o Как описывает автор болото?
o Каков стиль текста? (художественный)
o Какие стили произведений еще известны? (научный ).
 Игра «Наборщик».
o Какие слова спрятались в слове «болото», что это за слова? (лоб, лото, тол, лот).
3. Итог урока.
o Итак, урок подходит к концу. Давайте соберем все языковые единицы, с которыми работали на уроке:
Текст
Предложение
Словосочетание
Слово.
 Домашнее задание: Обобщите наши исследования и напишите сочинение на тему: »Что я знаю о болоте» или о другом слове, следуя нашей работе на уроке. Это и будет итогом нашего урока.
- Я надеюсь, что огонек этой свечи помог нам увидеть и в этом, на первый взгляд, неприятном слове интересное, новое, светлое.

-Когда я готовилась к уроку, то мне встретились замечательные слова Мопассана о болоте: «Болото – особенный мир, отдельно живущий своей жизнью, имеющее постоянных обитателей, свои голоса, свои шумы, и главное свои тайны».
- Спасибо за сотрудничество на уроке. Надеюсь на взаимную удовлетворенность в уроке.
Итак, проект завершен! Приглашаю для дальнейшей работы над проектом
«Экологическое панно».
Физминутка на 20 минуте урока.

-

Категория: Мои файлы | Добавил: valshmal
Просмотров: 5600 | Загрузок: 188 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Меню сайта

Осталось...

Форма входа

Сайт существует

Поиск по сайту

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 231

Мини-чат

200

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Школа цифрового века