Воскресенье, 18.08.2019, 06:54

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение 
средняя общеобразовательная школа №2
города Тынды Амурской области

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость|
 Главная | Методическая копилка | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Главная » Файлы » Начальная школа

Метод проектов в начальной школе.
31.05.2017, 23:09
Меняется жизнь – меняется школа, чем быстрее меняется школа, тем скорее и основательнее изменения в жизни. Вызов времени требует инноваций. Учитель и ученик должны быть современны в новую информационную эпоху.
В Федеральном компоненте государственного стандарта отмечается необходимость
• “участия школьников в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы”;
• творческое решение учебных и практических задач;
• создание собственных произведений, проектов, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий.
Другими словами от школы ждут людей, способных на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания, следовательно, быть социально мобильными.
Важнейшей целью проектного метода является также получение опыта самостоятельной практической деятельности.
Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Педагоги призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребёнке самостоятельную личность, умеющую, находить эффективные способы решения проблемы. Помочь ему в этом, поддержать – задача учителя, семьи.
Основной тезис метода проектов — всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить.
На всех этапах деятельности важная роль отводится педагогу, который, с одной стороны, выступает организатором проекта, обеспечивая развитие и обучение детей, а с другой, является равноправным членом, выдвигающим цели, предлагающим интересные идеи для обсуждения.
В чём же преимущество проектного метода обучения?
Во-первых, потому что в условиях классно-урочной системы занятий он наиболее легко вписывается в учебный процесс. Эта технология позволяет достигать поставленных целей любой программой, стандартом образования, сохраняя при этом достижения психологии и частных методик;
во-вторых, потому, что этот метод обеспечивает интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, критическое мышление;
в-третьих, потому, что проекты сплачивают детей и родителей, развивают умение работать в команде.
Результаты показывают, что можно добиться успехов в развитии творчества детей, если осознанно ставить цель и подчинять ей свою деятельность.
Работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна мне, классному руководителю, моим ученикам и родителям. Школьники учатся работать с информацией, собирая материал из разных источников, проявляют свою творческую фантазию.
Каждый личностный опыт ребёнка уникален, никому в точности не удаётся повторить его. Можно также отметить, что картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его.
Каждый проект – это творчество, это личностное знание, он расскажет о своём создателе больше, чем безликая оценка.
метод проектов - это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг, обладающих субъективной или объективной новизной и имеющих практическую значимость [4].
Важнейшей целью проектного метода является также получение опыта самостоятельной практической деятельности.
Метод проектов (уточненная формулировка при использовании в ОО «Технология») - совокупность педагогических приемов и операций, осуществляемых преподавателем и учащимися в процессе личностно значимой деятельности с целью активизации познавательных интересов учащихся, направленных
- на получение и закрепление новых знаний, умений и навыков,
- развитие творческих способностей,
- приобретение опыта практического решения самостоятельно поставленных задач.
В данном определении подчеркивается, что при использовании метода проектов любая проблема должна быть переведена в разряд личностно значимых для учащихся. Она должна также обеспечить учащемуся приобретение опыта практического решения самостоятельно поставленных задач.
Кроме того, должна быть обеспечена активизация познавательных интересов учащихся с целью получения и закрепления новых для учащихся знаний, умений и навыков, развития творческих способностей. Данное определение не содержит требования разработки товаров и услуг или каких-либо материальных объектов и поэтому может быть распространено на широкий спектр учебных предметов.
Так как метод проектов начал широко использоваться при изучении всех школьных предметов, введено понятие «учебный проект».
Учебный проект - специально организованная учебная деятельность, имеющая следующие цели:
- приобретение и закрепление школьниками знаний, умений и навыков;
- развитие творческих способностей;
- получение опыта самостоятельной деятельности в изучаемом направлении школьной подготовки.
В этом определении (для ОО «Технология» - учебный проект по технологии) нет жесткой ориентации на изготовление конкретного объекта труда или создание услуги. Ориентация на обязательное создание конкретного изделия имеет ряд негативных моментов, главный из которых заключается в том, что учащийся будет ограничен условиями школьной мастерской и ее обеспечением; другое ограничение связано со временем, выделяемым на выполнение проекта.
Очевидно, что за 16 часов, отводимых в каждом классе на проектирование, выполнить на высоком уровне все этапы достаточно сложного учебного проекта, связанного, например, с разработкой технического устройства, практически невозможно.
Необходимо вернуться к первоначальному смыслу понятия «проект», который трактуется как совокупность документов (расчетов, чертежей) для создания какого-либо сооружения или изделия, предварительный текст какого-либо документа, замысел, план. При таком подходе к проектированию учащиеся могут ограничиться изготовлением макета или модели разработанного объекта.
Необязательным является также требование выбора тем проектов по желанию школьника, тем более что реально предоставить такое право каждому учащемуся учитель никогда не мог. В условиях дефицита времени, отводимого на выполнение проектов, это время необходимо использовать максимально эффективно.
Поэтому проекты должны:
- быть связаны с изучаемыми направлениями школьной подготовки;
- быть ориентированы на современный уровень развития науки и техники;
- позволять осваивать в процессе проектирования современные методы поиска решений творческих задач;
- способствовать приобретению школьниками опыта реального проектирования, а не только учебного проектирования;
- служить достижению общих целей современного образования.
Оценка результатов выполнения проектов должна производиться, прежде всего, с точки зрения достижения целей обучения.
Поэтому оценка проектной деятельности школьников только по изготовленному объекту возможна только лишь в том случае, когда по нему можно судить
- о приобретенных в процессе выполнения данного проекта знаниях, умениях, навыках,
- об уровне самостоятельности, проявленной при выполнении проекта,
- о соответствии полученного опыта опыту, необходимому в реальной жизни, и т. п.
Например, ученик, перепробовавший несколько способов покраски изделия, но не добившийся высокого результата, получит бóльший опыт практической деятельности, чем учащийся, выполнивший операцию один раз под руководством учителя.
Учебное проектирование в образовательной области «Технология» является всего лишь одной из форм организации учебной деятельности, и каждый раз, отдавая ей предпочтение перед другими видами учебной деятельности, необходимо доказывать преимущество данной формы организации занятий с точки зрения эффективности решаемых педагогических задач.
Создание объекта в процессе проектной деятельности не может являться основной целью педагогической деятельности, каким бы качественным и полезным ни был конечный продукт.
Как уже отмечалось, в экспериментальной программе образовательной области «Технология» на выполнение проектов отводится 4-я четверть. Хотя это время удобно для выполнения проектов, преследующих цели закрепления ранее изученного материала, такое планирование проектной деятельности имеет ряд недостатков:
- при появлении непредвиденных трудностей при выполнении проектов, школьники не смогут завершить проекты после окончания четверти;
- учащиеся, выполнившие лучшие проекты, не смогут принять участие в конкурсах и олимпиадах, поскольку они проводятся, как правило, в конце 2-й или 3-й четверти.
Поэтому более перспективным представляется проведение проектов в рамках конкретных разделов образовательной области «Технология», например, в течение одной, двух или трех четвертей.
При этом целью проектирования становится не закрепление ранее полученных знаний, а получение новых знаний и умений, что требует от педагога высокой квалификации и тщательной подготовки к обучению в процессе проектной деятельности школьников.
Заметим, что выполнение проектов строго в часы обязательных занятий не способствует получению учащимися опыта творческой деятельности. Творчество требует «погружения» в решаемую проблему, непрерывности творческого процесса, ведь творческие решения и вдохновение не приходят строго по расписанию. Для получения учащимися опыта творческой деятельности необходимы принципиально другие формы организации занятий.
В качестве таких форм можно рекомендовать:
- проведение «Недели проектов» с привлечением всех учителей школы, как это имеет место во многих школах Германии;
- творческие лаборатории, кружки и факультативы, предоставляющие школьникам необходимые условия для работы над проектами вне учебного времени.
Для подготовки школьников к творческой деятельности и развития их творческих способностей, при изучении всех разделов учителю необходимо находить возможности для выполнения специальных упражнений, связанных с изучаемой темой, с целью освоения методов творческого поиска решений учебных задач. Для освоения школьниками алгоритма проектирования можно также рекомендовать выполнение так называемых репродуктивных проектов, во время которых основная работа проводится под руководством преподавателя и лишь при выполнении отдельных этапов школьникам предоставляется относительная свобода действий.
Независимо от типа учебного проекта и в соответствии с алгоритмом проектной деятельности, этапы выполнения проекта можно представить в виде такой последовательности действий.
1. Поисковый этап
Поиск и анализ проблемы.
Выбор темы проекта.
Планирование проектной деятельности по этапам.
Сбор, изучение и обработка информации по теме проекта.
2. Конструкторский этап
Поиск оптимального решения задачи проекта.
Исследование вариантов конструкции с учетом требований дизайна.
Выбор технологии изготовления.
Экономическая оценка.
Экологическая экспертиза.
Защита предлагаемого решения.
Обоснование предлагаемого решения.
Обоснование разработанной конструкции.
Составление конструкторской документации.
3. Технологический этап
Подготовка технологической документации.
Составление плана практической реализации проекта, подбор необходимых материалов, инструмента и оборудования.
Отработка навыков выполнения запланированных технологических операций.
Выполнение запланированных технологических операций. Текущий контроль качества.
4. Аналитический этап
Оценка качества выполнения проекта.
Анализ результатов выполнения проекта.
Изучение возможностей использования результатов проектирования.
Выбор способа презентации выполненной работы.
Подготовка и проведение презентации выполненной работы.
Оценка презентации.
Можно считать целесообразным проведение защиты проекта на этапе конструирования и презентации на завершающем этапе проектирования.
Условия для успеха учебного проектирования школьников и их обучения методам решения творческих задач во многом зависят от уровня методического и материального обеспечения учебного процесса.
Многие учителя оформляют в кабинете «Уголок проектов», содержащий материалы, постоянно или часто используемые учащимися в ходе учебного проектирования; предлагают учащимся воспользоваться «банком проектов», который представляет собой список отвечающих целям технологической подготовки учащихся заданий, сгруппированных с учетом возрастных особенностей учащихся; по каждому из разделов «банка проектов» может быть оформлен специальный альбом примерных проектов с рисунками, чертежами, схемами, словесными описаниями.
Важным элементом является организация педагогического взаимодействия учителей и учащихся, учителей с родителями, педагогов между собой.
В содержание деятельности педагога на всех этапах учебного проектирования входит также оценка результатов учебного проектирования и заключительная диагностика развития школьников.
Материальными результатами выполненных учащимися проектов являются:
- реализованный на практике объект проектирования (изделие, услуга, мероприятие),
- оформленная документация по проекту (дневник проектирования или проектная папка).
Результатом деятельности школьника является также освоение им алгоритма учебного проектирования и методов творческой деятельности, приобретенные в ходе выполнения проекта знания, умения и навыки.
Учителю необходимо оценивать деятельность учащегося на каждом занятии и результаты каждого этапа работы над проектом. Итоговая оценка за проект выставляется с учетом промежуточных оценок, качества выполненного проекта, степени освоения учащимся алгоритма проектирования, самооценки школьников и (по возможности) оценки компетентных специалистов. Оценивание является способом общения педагога и школьника и должно оказывать положительное воздействие на ребенка. Оценка дает учащимся представление об уровне их личных достижений и указывает на действия, необходимые для дальнейшего развития.
Достижение положительных результатов при использовании учебного проектирования в преподавании образовательной области «Технология» возможно при условии качественной методической подготовки учителя. Особое внимание учителю необходимо уделить соблюдению основных дидактических принципов обучения при организации проектной деятельности учащихся.
Нельзя требовать от младших школьников обязательного выполнения всех элементов проектирования, например экономического или экологического обоснования проекта, для которых у них нет соответствующих знаний, или подготовки пояснительных записок. В отдельных случаях проектная деятельность школьника может концентрироваться на одном или двух ее элементах. В связи с этим особое значение приобретает правильность выбора объектов проектной деятельности школьников.
В качестве ведущих принципов организации проектной деятельности можно выделить такие принципы:
- опора на ранее усвоенный материал;
- возможно большая самостоятельность учащихся при выполнении проекта;
- творческая направленность;
- практическая осуществимость проекта;
- личностная или общественная значимость решаемой проблемы.
Среди требований к проектам можно выделить:
а) организационно-педагогические:
- логически обусловленное овладение учебным материалом;
- комплексное отражение изученных вопросов в практической деятельности школьников;
- профориентационная направленность;
б) психолого-физиологические:
- соответствие проектных заданий уровню подготовки учащихся, их индивидуальным, возрастным и физиологическим возможностям;
- обеспечение санитарно-гигиенических и безопасных условий труда;
в) технолого-экономические:
- соответствие материально-техническим возможностям учебных мастерских;
- учет региональных, национальных особенностей и местных условий;
- использование рациональных технологий, экономичность, экологичность, эргономичность, соответствие требованиям дизайна.
При организации учебного проектирования очень важно умело совмещать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении учащихся. Эти подходы можно осуществить на занятиях в школе или учреждениях дополнительного образования различными способами:
- дифференциацией проектов по степени сложности для разных учащихся или групп учащихся на одном и том же этапе обучения;
- индивидуализацией видов деятельности при групповой форме работы над проектом;
- обеспечением возможностей для учащихся работать в своем индивидуальном темпе, обусловленном психофизиологическими особенностями школьника и его подготовкой.
Организация проектной деятельности, как показывает опыт работы учителей технологии, - задача непростая. Чтобы добиться успеха в этой деятельности, учителю необходимо самому овладеть основами проектирования, научиться использовать различные приемы решения творческих задач.
Категория: Начальная школа | Добавил: valyashmal
Просмотров: 108 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Меню сайта

Осталось...

Форма входа

Сайт существует

Поиск по сайту

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 229

Мини-чат

200

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Школа цифрового века