Среда, 21.08.2019, 02:25

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение 
средняя общеобразовательная школа №2
города Тынды Амурской области

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость|
 Главная | Методическая копилка | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Главная » Файлы » Физика

Организация проектной деятельности учащихся с использованием информационных технологий на уроках физики
23.04.2016, 11:39

«Знание должно служить творческим целям человека. Мало накоплять знания: нужно распространять их возможно шире и применять в жизни...» – эти слова Н.А. Рубакина послужили мне руководством к созданию собственной методической системы учителя.

«Организация проектной деятельности учащихся с использованием информационных технологий на уроках физики».

В  «Стратегии модернизации содержания общего образования» (2001 г.)  формирование ключевых компетенций как освоенных учащимися способов деятельности было провозглашено одной из целей российской системы образования,  директивно зафиксировано в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».  В январе 2010 года президентом РФ была подписана национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Одним из основных направлений развития общего образования является переход на новые образовательные стандарты. Новые требования к оценке качества образования предполагают введение мониторинга и комплексной оценки академических достижений ученика, его компетентностей и способностей.  Проектная деятельность  является возможностью продемонстрировать компетентности и способности учащихся, создать портфолио достижений обучающихся.  ФГОС устанавливают требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся, которые могут показать их, участвуя в проектной деятельности.

При внедрении метода  проектов на уроках физики, занятиях кружка и внеурочной деятельности как теоретической основы мною использовались методологические основания, изложенные в трудах О.В. Брыковой и Т.В. Громовой «Проектная деятельность в учебном процессе»; Н.А. Лымаревой «Проектная деятельность учащихся»; Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгиной и О.В. Чураковой «Метод проектов – технология компетентностно - ориентированного образования», М.А. Ступницкой «Что такое учебный проект?».

   Авторы работы «Проектная деятельность в учебном процессе» определяют достоинства метода проектов:

  • Учащиеся видят перед собой конечный результат.
  • Ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые, нетиповые задачи, выявить деловые качества.
  • Профессиональное самоопределение.
  • При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным – сложное, слабым – по их реальным возможностям.
  • Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося за счет включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях.

Две точки зрения об учебном проекте описывает Н.А. Лымарева.  Учебный проект с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Учебный проект с точки зрения учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать умения и навыки проектирования у обучающихся.

 Этапы проектной деятельности представлены в работе «Метод проектов – технология компетентностно – ориентированного образования»:

Разработка проектного замысла.
Реализация проектного замысла.
Оценка результатов проекта.

В работе «Что такое учебный проект?» М.А. Ступницкая определяет проект как работу, направленную на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.

Основные компоненты системы работы:

  1. изучение метода проектов;
  2. использование элементов проектной деятельности на уроках физики;
  3. организация и проведение исследовательской деятельности учащихся на занятии кружка и внеклассных мероприятиях по физике;
  4. привлечение учащихся к моделированию и конструированию физических приборов и моделей;
  5. руководство работой научного общества школы «Лидер»;
  6. привлечение к работе НОУ учителей-предметников с целью создания проектов по разным учебным предметам, использование метапредметных связей;
  7. использование различных видов деятельности: коллективной, групповой, индивидуальной;
  8. оценка результативности учебных проектов;
  9. подготовка учащихся к участию в конкурсах и научно-практических конференциях школьного, муниципального, регионального и федерального уровней;
  10.   участие в работе жюри  научно-практических конференциях школьного и муниципального уровней;
  11. организация на базе школы городских семинаров для учителей физики по проектной деятельности учащихся;
  12. выступления на семинарах учителей физики города;
  13. обобщение опыта работы.

Содержание:

Предметное содержание обеспечивает школьников научными знаниями. К нему относят компоненты образовательного минимума, программы по предмету и те знания, которые необходимо дать сверх стандарта, чтобы содержание стало средством развития личности. Учебный материал дается с учетом индивидуальных, возрастных потребностей и интересов ребенка. Учащиеся вовлекаются в деятельность по осмысливанию практической значимости, полезности приобретаемых знаний и умений через причастность к их получению, через включенность в процесс познания.

Технологическое содержание способствует формированию и развитию у обучающихся разнообразных способов деятельности, творческих способностей, необходимых для самореализации личности в процессе познания окружающей действительности. Реализация данного компонента осуществляется путем включения в содержание научного метода познания: факты – модель – следствия – эксперимент (принцип цикличности). Приобщение школьников к методам научного познания способствует углублению интереса к предмету, поскольку это открывает широкие возможности для предоставления учащимся инициативы, независимости и свободы в процессе познания, ощущения радости от творчества. Организация учебного познания согласно циклу научного познания, что позволяет превратить обучение физике в активную, мотивированную, личностно значимую познавательную деятельность.

Личностное содержание. Личностное содержание образования обеспечивает познание себя, овладение способами саморегуляции, развитие рефлексивной способности, самосовершенствования, нравственного и жизненного самоопределения, формирует личностную позицию. Данное содержание обеспечивается включением личностно-значимых знаний (субъектный опыт учащегося, его переживания, рефлексию), личных наблюдений учащихся, их воображения, фантазии, интересных для каждого конкретного ученика сведений, ярких фактов, и является неоспоримым источником развития его познавательного интереса.

Аксиологическое содержание. Аксиологический компонент имеет целью введение учащихся в мир ценностей и оказание им помощи в выборе личностно-значимой системы ценностных ориентаций и личностных смыслов.

Включение в содержание учебного материала кроме предметного компонента совокупности технологического, личностного и аксилогического, обуславливает, во-первых, вооружение школьников методологическим знанием, во-вторых, обнаружение личностных смыслов изучаемого физического материала, в-третьих, обретение смысла познания природы и ее преобразования.

Методы, формы, средства и виды деятельности:

 Методы – метод проектов - технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и разрешает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося по разрешению проблем. Организация проектных уроков, которые включают в себя или целиком состоят из работы над проектом.

         Формы – самостоятельная работа учащихся над проектным замыслом; групповое обсуждение; консультации учащихся, лекции, беседы, дискуссии, уроки в форме научно-исследовательская лаборатория, научно-практические конференции, заседании научного общества учащихся, внеклассные мероприятия по физике, занятия кружка, участие в семинарах.

Средства – лабораторное оборудование по физике, компьютеры, мультимедийный проектор, интерактивная доска, мультимедийные пособия, Интернет, электронные образовательные ресурсы, открытые модульные системы, электронные наглядные пособия и учебники, документ-камера, интерактивная система опроса Response System.

Виды деятельности:

  • проблематизация (рассмотрение проблемного поля и выделение подпроблем, формулирование ведущей проблемы и постановка задач, вытекающих из этой проблемы);
  •  целеполагание и планирование содержательной деятельности ученика;
  • самоанализ и рефлексия (результативность и успешность решения проблемы);
  • представление результатов своей деятельности и хода работы;
  •  поиск и отбор актуальной и необходимой информации и усвоение необходимого знания;
  • практическое применение школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
  • выбор, освоение и использование подходящей технологии изготовления продукта проектирования.

          Обоснование выбора – проектная деятельность с использованием информационных технологий на уроках и внеурочной деятельности повышает мотивацию учащихся при изучении физики, позволяет последовательно и целенаправленно выдвигать познавательные проблемы, решая которые обучающиеся получают прочные знания и творческое их применение в практической деятельности.

Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность:

  • я  не передаю знания, а обеспечиваю обучающемуся деятельность (консультирует, мотивирует, помогает и наблюдает);
  • проектная деятельность с использованием информационных технологий дополняет предметное обучение;
  • необходима подготовка учащегося к организации и проведению проектной деятельности, которую  организовываю на занятии кружка;
  •  я предлагаю тему, но выбор темы проекта остается всегда за учеником;
  • недопустимо перегружать ученика проектной деятельностью, лучше, если он работает над одним учебным проектом.

Актуальность методической системы:

В условиях реализации президентской образовательной инициативы «Наша новая школа» в период перехода на ФГОС нового поколения задача системы образования состоит в формировании у подрастающего поколения тех знаний, поведенческих моделей, ценностей, которые позволят быть успешным вне стен школы. Поэтому актуальным в настоящее время является использование  деятельностных технологий обучения.

Проектный метод с использованием информационных технологий обучения близок к проблемному обучению, которое предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных  проблем, решая которые они под моим руководством  активно усваивать новые знания.

Метод проектов с использованием информационных технологий имеет сходство с развивающим обучением – активно-деятельностным способом обучения, при котором осуществляется целенаправленная учебная деятельность. Ученик сознательно ставит цели и задачи самоизменения и творчески их достигает. 

Особенностью метода проектов с использованием информационных технологий является создание продукта деятельности – проекта. Работа над учебным проектом  выстраивает бесконфликтную педагогику, вместе с детьми переживаю, вдохновение творчества, превращаю образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

Физика – практическая наука. Моментами для формирования элементов проектной деятельности являются практические и лабораторные работы, внеурочные занятия по конструированию моделей и физических приборов, комбинированные уроки с организацией групповой работы, любые деятельностные формы организации учебных занятий. Успех работы в личных качествах учеников, которые проявляются в работе над проектами и при защите проектов: самостоятельность, настойчивость в достижении цели; чувство ответственности, не только за свой участок работы, но и за результаты работы своей группы; готовность помочь в поиске информации в создании эксперименты; требовательность к себе и другим; чувство коллективизма и осознание своей роли и места в этом коллективе; чувство гордости за проделанную работу.

Актуальность представляемого педагогического опыта «Организация проектной деятельности учащихся с использованием информационных технологий на уроках физики» в том, что она способствует развитию талантливых детей, что является одним из основных направлений развития общего образования в соответствии с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа».

Способы применения информационно-коммуникационных технологий на уроках физики:

  • компьютерное моделирование;
  • компьютерные демонстрации;
  • лабораторно – компьютерный практикум;
  • решение задач в электронной таблице Excel;
  • компьютерное тестирование.

Компьютерные демонстрации

Основным достоинством этой технологии является то, что она может органично вписаться в любой урок и эффективно помочь учителю и ученику. Другим немаловажным обстоятельством является то, что существуют такие физические процессы или явления, которые невозможно наблюдать визуально в лабораторных условиях, например, движение спутника вокруг Земли. В данном случае компьютерные демонстрации имеют неоценимое значение, так как позволяют «сжать» временные и пространственные рамки и в то же время получать выводы и следствия, адекватные реальности. С другой стороны достоинство этой технологии заключается в том, что она не требует большого числа компьютеров. Достаточно одного компьютера, видеопроектора, или комплекса - компьютер плюс телевизор, чтобы начать работать по этой технологии.

Компьютерное моделирование

Компьютерное моделирование является мощным научным направлением, которое разрабатывается уже десятки лет. Применение этой компьютерной технологии на уроке, имеет большое будущее, так как компьютерное моделирование является мощным инструментом познания мира. Применяется как индивидуальная, так и групповая форма создания компьютерных моделей учащимися.

Компьютерное тестирование

В учебном процессе тестирование в той или иной форме использую давно. В традиционной форме тестирование - это чрезвычайно трудоемкий процесс, который требует больших временных вложений. Использование компьютеров делает процесс тестирования настолько технологичным, что в ближайшем будущем, возможно, он станет основным элементом контроля уровня знаний учащихся.

Компьютерный практикум

Эта технология более трудоемка для учителя и требует специальной подготовки. Необходимо наличие компьютерного класса и деление класса на подгруппы. Так как изначально в технологии заложена активная роль ученика, этот вид занятий необычайно эффективен для его творческого развития. Компьютер здесь рассматривается как средство для решения тех или иных задач физики. Но, применяя компьютерный практикум, я не  отказываюсь и от традиционной формы проведения лабораторной работы. Например, пока одна подгруппа выполняет практикум с использованием виртуальной лаборатории, другая делает такой же практикум, но с использованием традиционного физического оборудования. Затем можно подгруппы поменять местами.

Решение задач в Microsoft Excel

Программа Microsoft Excel очень эффективна в плане экономии учебного времени (быстрота расчетов), а также удобна для графического представления физических процессов, для анализа и сравнения полученных графиков. Такая методика повышает познавательный интерес учащихся, так как, даже те дети, которые не любят решать задачи, в данном случае охотно откликаются на предложенные варианты использования Excel на уроках физики, что в конечном итоге повышает результативность обучения.

Бесспорно, что в школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся.

Компьютеры на уроках физики, прежде всего, позволяют выдвинуть на первый план экспериментальную, исследовательскую деятельность учащихся. Замечательным средством для организации подобной деятельности являются компьютерные модели. Компьютерное моделирование позволяет мне создавать на экране компьютера живую, запоминающуюся динамическую картину физических опытов или явлений и открывает для учителя широкие возможности по совершенствованию уроков. Следует отметить, что под компьютерными моделями понимаются компьютерные программы, имитирующие физические опыты, явления или идеализированные модельные ситуации, встречающиеся в физических задачах. Наибольший интерес у учащихся вызывают компьютерные модели, в рамках которых можно управлять поведением объектов на экране компьютера, изменяя величины числовых параметров, заложенных в основу соответствующей математической модели. Некоторые модели позволяют одновременно с ходом эксперимента наблюдать в динамическом режиме построение графических зависимостей от времени ряда физических величин, описывающих эксперимент. Подобные модели представляют особую ценность, так как учащиеся, как правило, испытывают значительные трудности при построении и чтении графиков. Компьютерные модели легко вписываются в традиционный урок, позволяя продемонстрировать почти «живьём» многие физические эффекты, которые обычно мучительно и долго объясняются «на пальцах». Кроме того, компьютерные модели позволяют организовывать новые, нетрадиционные виды учебной деятельности.

Категория: Физика | Добавил: tyndashkola2
Просмотров: 917 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Меню сайта

Осталось...

Форма входа

Сайт существует

Поиск по сайту

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 229

Мини-чат

200

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Школа цифрового века